Похоже, старые проблемы со здоровьем настигают старкрафтеров старой школы снова: недавно Jaedong говорил, что ему сложно играть длинные серии из-за проблем со спиной и глазами, а теперь Flash сообщил, что пропустит седьмой сезон Afreeca StarCraft League, потому что вернулись его проблемы с кистью руки.

Именно они стали одним из главных факторов, из-за которых в 2011-2012 годах на корейской про-сцене по StarCraft сменился шериф и последние два сезона OSL выиграл JangBi — тогда, в 2011, Flash перенёс операцию, после которой проходил курс физиотерапии и только потом смог вернуться к тренировкам.



Медицинские подробности не публиковались, но, по всей видимости, он страдал он так называемого «туннельного синдрома», который правильно называется синдромом запястного канала — суть в том, что из-за воспаления пережимается канал, по которому проходят нервные окончания. Это вызывает боли, а в поздних стадиях — мышечную атрофию, а вызывается тем, что руки долгое время находятся в напряжённом состоянии и согнуты при этом так, что нерв пережимается — вполне заурядный кейс при неправильной посадке за компьютером. Кстати, скорее именно из-за этого, а вовсе не из-за своей чудаковатости (как принято считать) Flash вымеряет расположение клавиатуры линейкой.

По времени эта история почти совпала с потеплением в отношениях между KeSPA и Blizzard, и уже через полгода Flash тренировался в StarCraft II в преддверии гибридного сезона Пролиги (который его команда не выиграла), а затем и первого сезона чисто по StarCraft II, в котором она тоже не смогла победить — впрочем, победа всё же пришла к KT Rolster в 2014, а сам Flash стабильно держался в топе по количеству побед. Правда, на индивидуальных лигах ему так и не удалось достичь больших результатов, и единственной крупной победой стал Intel Extreme Masters с тимкиллом против Zest-а в финале.

После того, как Пролига перестала существовать в 2016, Flash ушёл из StarCraft II и отправился стримить Remastered на Afreeca.tv, а затем и играть на старлигах по первому Старкрафту. Вскоре он победил на трёх сезонах ASL подряд: втором, третьем и четвёртом. В пятом сезоне, весной 2017 года, ввели достаточно сложные для терранов карты, включая островную и полуостровную, и в финале встретились два протосса; в шестом острова убрали, и Flash добрался до финала — для того, чтобы сыграть рематч одного из самых своих досадных поражений на OSL против EffOrt-а и снова уступить в очень зрелищной со стратегической точки зрения серии.

Flash и раньше говорил, что часто играет против зергов оупенинги через факту, потому что этот билд проще исполнять и от него не так болят руки в длительных сериях; однако зерги, похоже, наконец-то подобрали ключи к новым модификациям старого доброго 1-1-1 из 2006 года, и ни Flash, ни Last, ни Sharp в конце 2018 года не смогли победить в TvZ на финальных этапах корейских старлиг. Видимо, это значит, что дальше терранам необходимо возвращаться к механически тяжёлой пехоте; да и сам Flash, похоже, изрядно поработал, чтобы провести такой мощный сезон, как ASL6, где он победил в группе своего старого друга и соперника Jaedong-а и буквально разорвал на подходе к финалу двух мощных протоссов Shuttle и Mini.

Он шёл к четвёртому золоту и разбудил-таки давно спавшего на нём дракона. Никаких подробностей нет: может быть, достаточно будет снизить напряжение, а может, снова потребуется операция. Я бы не исключал вариант, что Flash вообще не станет возвращаться на лиги: в конце концов, контракт с Afreeca и стримы и без этого позволят ему неплохо зарабатывать, а окончательно убивать здоровье, когда тебе нет ещё и 30 — вряд ли такая уж крутая перспектива. Разве что от армии «откосить» — но это в Корее вроде как не в моде.

И, пока суд да дело, ряды старых прогеймеров продолжают редеть: Shuttle вслед за Bisu и hero отправился в армию; вот-вот уйдёт Jaedong; Flash снялся с лиги. Это открывает дорогу новым корейским игрокам, которые, естественно, есть: корейский сервер по Brood War постоянно имеет хороший онлайн (примерно в 15 раз больше всех остальных серверов вместе взятых), и на отборочных постоянно появляются новые имена. При этом, конечно же, очевидно, что у них нет и не может быть такой школы и такого уровня, как и прогеймеров KeSPA-команд, и общий уровень неизбежно будет падать. Уже и сейчас мы нередко замечаем недоработки в микро-контроле или макро-менеджменте в сравнении со старыми играми — и таких нюансов будет всё больше.


Это видео невероятно мотивировало меня в 2008. Ни один из этих игроков уже не выступает. И сколько лиц мы хотя бы сможем вспомнить?

С перспективы общего киберспортивного роста это почти ничего не значит — там, где любят начинать статьи с объёма рынка, StarCraft давно превратился в первый слайд, который рассказывает про Samsung и Корею начала века. Но нам, конечно, грустно видеть, как постепенно остаётся за кормой и скрывается за горизонтом предательски круглой планеты целая эпоха — и вот однажды утром понимаешь, что не так уж точно можешь воссоздать в памяти ощущения от первых дуэлей на пиратском баттлнете и первых баттл-репортов с матчей Asmodey. Впрочем, пока что часть старых имён в строю и новый сезон анонсирован — так что спешите ловить последние лучи.