Только что мы опубликовали радостную новость об INnoVation-е и O'GamingTV, но полосатая, как зебра, жизнь всегда чередует цвета: как сказал бы Салман Рушди, за лесенкой неизменно следует змейка. И вот пришло известие, что вчера не стало Джона Бэйна, известного в сообществе StarCraft II под никнеймом TotalBiscuit.

Джон дебютировал в SC2 как обзорщик и комментатор, и на старте, когда Tasteless ещё не умел восторженно рычать, а Artosis — выдавать естественный смех в любой момент времени, он был вне конкуренции со своим поставленным британским произношением. Он освещал множество турниров, хотя держался несколько в стороне от крупных чужих проектов раннего StarCraft II вроде IPL, MLG и NASL. Вместо этого он вместе с другим видеообзорщиком HuSky организовал Axiom, где собрал многих корейских игроков, оставшихся без команд после распада так называемой eSF, а потом запустил SHOUTcraft — турниры по принципу царя горы, куда приглашал многих игроков, известных и не очень.

TotalBiscuit был по-настоящему популярным, авторитетным и востребованным блогером — достаточно востребованным, чтобы его мнения появлялись на страницах игровых сайтов, но сумел не стать звездой в плохом смысле этого слова на манер селебрити из других киберспортивных дисциплин. Так, TLO вспоминает случай, когда TB согласился приехать комментатором на мелкий турнир в Германии, а PtitDrogo — как его, тогда ещё обычного французского ноунейма с ладдера, пригласили на SHOUTcraft.

О раке кишечника TotalBicuit узнал в 2014. Как, наверное, бывает нередко, с проблемой такого деликатного свойства он стеснялся идти к врачу, а когда собрался — было уже слишком поздно. На какое-то время разрушительную болезнь удалось задержать, но прошло два года, и рак вернулся — на этот раз в печени. Врачи дали два года. TotalBiscuit 46 раз прошёл химитерапию и 138 дней прожил подключенным к насосу. Он продолжал работать, пока только мог, а три недели назад выпустил пост о том, что ему остались считанные дни и фактически попрощался с комьюнити. Никто не может сказать, что он не сражался, но этого врага никому из нас не победить.

Я должен сказать, что никогда не был фанатом TotalBiscuit-а: он не комментировал крупные ивенты, а частные блоги и местячковые ивенты меня никогда особо не привлекали. Он, помимо SC2, занимался такими играми, как Hearthstone и League of Legends, да ещё и не работал в первом Старкрафте — целая стопка недостатков для такого закоренелого киберспортивного шовиниста, как старик kaby. И нет смысла идеализировать его образ, рисуя мудрого борца за общее благо: ведь это он отказался отправить своих игроков на DreamHack в Москве, потому что в России «притесняют геев», а поведение корейцев может показаться русским неоднозначным; и это он активно выступал против регион-лока в период краха некорейской сцены, защищая интересы своих корейских середнячков.

Но теперь, перед лицом смерти, все эти полу-упрёки выглядят мелкими и ничтожными. И что действительно запомнилось, и из-за чего так щемяще грустно, будто из жизни ушёл кто-то по-настоящему близкий — так это борьба: за правду, как он её видел, за любимое дело, за свою семью и право быть с ней, отвоёванное у глухого занавеса, за который человеку не дано заглянуть.

И, в очередной раз сталкиваясь со смертью того, кто для тебя что-то значит, понимаешь одно: всё, что мы можем и должны — жить дальше; жить, как говорит старое спортивное клише, «за себя и за того парня». Очень часто слова о том, что «он бы этого хотел», звучат тупо и пошло; но если что-то можно с уверенностью сказать о Джоне, так это то, что он требовал от жизни многого — и требовал не для себя.

В своих постах TotalBiscuit кричал, чтобы мы не повторяли его ошибок, были осторожны со своим здоровьем, не отнимали у семьи годы своей жизни из-за глупых предрассудков. И это мы тоже можем для него сделать. Будьте здоровы. Берегите себя.