Прошло три года, как NaDa ушёл с профессиональной сцены — день, когда он, как и множество прогеймеров и до, и после него, решил закончить с игровой деятельностью и отправиться на военную службу, настал для него в июне 2012. Тем не менее, в отличие от многих других, уходя, NaDa оставил после себя величайшее наследие: влияние и значимость этого игрока, который получил от фанатов прозвище «Genius Terran» — «гениальный терран» — в мире Старкрафта столь велики, что непросто будет найти хотя бы одного фаната игры, который бы ни разу о нём не слышал.

1574_KoW6uucsKqHiSDJvx3HNCaILKhv58XzR.jp

Когда настала эпоха StarCraft II, многочисленные фанаты Нады надеялись на новый взлёт своего кумира — увы, этому не суждено было сбыться: NaDa завершил карьеру без единого титула в SC2. Но это, конечно, не значит, чтобы фигура такого калибра была забыта — NaDa мог уйти из прогейминга, но не из сердца тех, кто в восторгом следил за его игрой все эти годы. И теперь журналистам портала Teamliquid представилась счастливая возможность взять у него эксклюзивное интервью — а нам с вами, соответственно, перевести его на русский язык.

Итак, встречайте: трёхкратный чемпион OSL, трёхкратный чемпион MSL, обладатель «Золотой мыши» и «Золотого значка», один из величайших игроков в истории StarCraft, один из четырёх — или пяти, если вы склонны относить к этому списку Flash-а, — игроков, носивших звание «Bonjwa» (игрок, абсолютно доминирующий на про-сцене — прим.): Ли Юн Ёл, он же NaDa.

1568_sbFcquASaENsbAPypjdR43WATZlEc2gF.jp

— Привет, NaDa! Огромное тебе спасибо, что согласился на это интервью. Прежде всего — хотя я и сомневаюсь, что такое вообще возможно, — но всё же представься, пожалуйста, для тех теоретических читателей, который не знают, кто ты такой.

— Да, привет. Я Ли «NaDa» Юн Ёл, также известный под прозвищем «Genius Terran». Много лет я был прогеймером в первом StarCraft-е. Именно тогда мне удалось получить все медали, которые были в моей профессиональной карьере. Затем около двух лет я играл и во второй StarCraft, а потом ушёл в армию. Сейчас я уже отслужил и теперь занимаюсь трансляциями на стрим-платформе Afreeca.

— Отлично, большое спасибо. Но перед тем, как перейти к «официальным» вопросом, хотелось дать возможность читателям ещё немного узнать о тебе. Мы слышали, ты живёшь в городе, который называется Сувон. Давно живёшь там?

— Нет, совсем недавно: переехал туда после армии. Так, что, получается, около трёх месяцев.

— Ага, ясно. Ну ладно, хоть ты там совсем недавно, но, может быть, у тебя уже появилось какое-то любимое местное блюдо?

— Ну... (смеётся) Самое знаменитое сувонское блюдо — это гальби (маринованые рёбрышки). По-настоящему знаменит у них гальби из говядины, но они довольно дорогие, так что я чаще ем свиные.

1562_euw6lFyNQEMUxpKEuRUVVjsPoYw74Hah.jp
NaDa (слева) и Seeker, который брал интервью

— Хаха, ясно. Ну а какое-нибудь любимое место?

— Есть такой парк, называется Парк озера Квангьо — там очень красиво, особенно ночью. А пока светло, там всегда очень много народу на велосипедах.

— Звучит впечатляюще. Окей — недавно ты участвовал в программе канала SPOTV, которая называется «Canata's CALLING» (Canata — ведущий, название переводится как «Каната звонит» — прим.) Ты не мог бы вкратце объяснить, в чём там суть?

— То интервью состоялось в моём родном городке Гуми — там я жил с самого детства, собственно, моя мать и сейчас там живёт. Оттуда я уходил в армию. А место, где мы снимали интервью — это озеро в горах, называется Гуми Гымосан.

— Тебе понравилось? По видео показалось, что ты был доволен происходящим.

— Ну, надо сказать, что я был несколько поражён, когда внезапно из ниоткуда выпрыгнул Canata, но это было забавно, к тому же, приятно было увидеть старого знакомого. А ещё, меня как следует накормили — было здорово, я даже не ожидал, что меня может ждать что-то подобное, всё-таки я уже довольно давно ушёл из киберспорта.

— Так они просто внезапно появились там, или тебя всё-таки предупредили?

— На самом деле, я собирался просто тихо уйти и не привлекать к себе внимания, так что изначально я отказался от интервью. Но один известный и уважаемый человек с канала продолжал время от времени связываться со мной на этот счёт, а потом я узнал, что брать интервью будет не кто-нибудь, а Canata. Тогда я подумал: «Ну ладно, почему бы нет». Так что примерно за неделю до съёмок со мной связались, и мы назначили день и время.

1569_StBmNFPAXkiTJg5bfEZJVPV4c3tMzlIr.jp


— Прошло уже немало времени с тех пор, как ты перестал быть прогеймером в StarCraft: Brood War. Оглядываясь назад — какой момент своей карьеры ты считаешь самым важным?

— Хм. Думаю это: было время, когда мне никак не удавалось пройти отборы. Но затем я преодолел спад, выиграл третий титул OSL и получил «Золотую мышь». Я очень хорошо помню ту победу, потому что в тот раз моя мать была в зале и видела это своими глазами — это был самый счастливый момент во всей моей карьере и наивысшее моё достижение.

— Ясно, так, а в OSL же после «Золотой мыши» есть ещё платиновая за пять побед и бриллиантовая за семь?

(Смеётся) Нет, это миф — это просто так говорили в шутку, на самом деле таких наград нет. OnGameNet обанкротились бы, если б кто-то выиграл хоть одну такую.

— Но ты же помнишь, когда ты после победы показываешь на три своих чемпионских значка OSL, а потом поднимаешь четыре пальца, подразумевая четвёртый титул?

— Хаха, да, помню такое.

NPJWi.gif


— Эта гифка, кстати, очень популярна в англоязычном комьюнити, её часто ставили, когда ты выигрывал.

— Серьёзно? Я даже и не знал.

— Да, было! Ладно, следующий вопрос: кого ты считаешь своим главным соперником за всю карьеру и почему? И что было самой главной целью?

— Главный соперник? Сложно сказать, каждый, кто встречался мне в финналах, превращался для меня в главного соперника. А главная цель — это четвёртый титул OSL: если бы мне удалось его взять, я установил бы рекорд. А так, получается, по количеству титулов у меня равенство с Flash-ем. А тогда, конечно, я был очень разочарован, когда чемпионство ускользнуло у меня из рук. (В следующем же сезоне после своего третьего титула NaDa снова вышел в финал OSL, но проиграл sAviOr-у со счётом 1:3 — прим.)

— Тебя считают одним из самых стабильных игроков в истории StarCraft: Brood war, и ты был на вершине в течение очень долгого времени. (87 месяцев в топ-30 рейтинга KeSPA — прим.) Есть ли какой-то секрет такого киберспортивного долгожительства?

— Ну, нужно сказать, что мой стиль всегда был очень индивидуальным, и поэтому, думаю, я меньше уставал от тренировок. Само собой, всегда нужно много работать, стремиться к результату и всё такое, но в моём случае, когда я начинал чувствовать стресс или усталось, игры сразу шли хуже. Так что, как только я чувствовал, что мне становится трудно играть, я просто шёл на пляж, чтобы отдохнуть и выкинуть из головы всё лишнее. Собственно, тот факт, что наш тренер допускал такие послабления режима, является одной из составляюших моего успеха.

Кроме того, я помню, что нередко показывал в официальных матчах результаты лучше, чем на тренировках: я бы сказал, что на тренировках я играл на 70% от возможного, зато в турнирных матчах — на все 120%. В официальных матчах я чувствовал себя даже более уверенно. К тому же, посмотреть за моей игрой приходило огромное количество зрителей, и я чувствовал, что должен что-то показывать хотя бы ради них — и этот настрой позволял мне играть лучше.

1563_GPc5dyCWBAh1mN3BMgvJQu9gu5odiMqY.jp

— Ты когда-нибудь получал советы от других прогеймеров?

— Я всегда старался учиться у всех, у кого только можно: если даже кто-то не из разряда топовых игроков говорил мне что-то насчёт игры, я всегда слушал и старался запомнить. Если разные игроки сходились в каком-то мнении, я всегда старался применить это себе на пользу. Так, я всегда старался запоминать, когда кто-то объяснял, как правильно ловить люркеров. (Действительно, микро пехотой против люркеров — фирменный приём Нады — прим.)

Или, скажем, кто-то говорил: «Если соперник дропает тебе на мейн, лучше самому лететь в контр-дроп, чем просто сидеть в обороне и получать урон», — такие вещи оседали у меня в голове одна за одной. В общем, когда кто-то говорил что-то важное об игре, я это запомниал, и все эти вещи составлялись в ячейки до подходящих случаев. Когда эти случаи наступали, это здорово помогало мне, ведь я сразу вспоминал какой-то подходящий совет.

— Здорово! А как ты думашешь, был ли какой-то игрок, который так и не смог полностью раскрыть свой потенциал? Кто и почему?

— Ну... Я был прогеймером очень долго, даже не знаю, какой период времени вспомнить. Вообще — ты знаешь, по-моему, это просто судьба такая (смеётся). Не думаю, что могу назвать кого-то определённого. Знаешь, ведь многие игроки приходили и уходили. И они просто... я думаю, позже они вспоминают этот отрезок своей жизни и думают: «Да, классное было время!» Естественно, среди них есть и те, кто ничего не показал, и те, кто, наоборот, многого добился. Но я не думаю, что, в конце концов, это так уж важно, если каждый из них получает удовольствие от того, чем занимается. В общем, да, я бы не взялся называть тут кого-то конкретного.

— Принято. А кто, по-твоему, сейчас сильнейшие игроки за каждую расу на Старлиге Соника?

— Среди терранов, думаю, Mind. Из тоссов, естественно, Bisu. Что касается зергов, я бы сказал, что EffOrt, правда, он говорит, что не будет играть на Старлиге. Но, в общем, думаю, эти трое.

— Ясно, а если тебе придётся сыграть с каждым из них вот прямо сейчас, кто выиграет?

— Эмм, думаю, я бы проиграл всем троим.

1570_eudbsUeAJDHUGZdvEN1DQWe5PfF3QP65.jp

— Хаха, ясно. Ладно, теперь давай перейдём к следующей части интервью, которая будет посвящена твоему переходу на StarCraft II. Какой была твоя самая главная цель?

— В StarCraft II мне больше всего хотелось снова подняться на сцену в финальном матче, но, к сожалению, максимум, что мне удалось — это полуфинал GSL Code S в майском сезоне 2011. Конечно, мой матч против BoxeR-а также очень много значил (четвертьфинал второго сезона GSL Open 2010, где BoxeR выиграл со счётом 3:1 — прим.) Мне тогда удавалось на эмоциях исполнять много всяких жестов на камеру — это подтверждает, как много для меня значили те сезоны. И я чувствовал, что должен и могу пройти в финал, но в итоге меня в полуфинале выбил InCa (со счётом 3:0 — прим.) Я уже всерьёз нацелился на чемпионство, и меня несколько выбило из колеи, когда мне это не удалось.

— Что изначально вдохновило тебя на то, чтобы перейти на второй StarCraft и продолжить выступать там?

— Тогда я всё ещё был в профессиональной команде по первому Старкрафту (WeMade FOX — прим.), как раз шёл сезон Пролиги. Мне хотелось бы гораздо чаще выходить играть, но, когда началась финальная стадия сезона, я так ни разу и не попал в состав. Меня это уязвило, поскольку я не мог понять, почему меня не ставят: я был в хорошей форме, у меня была серия побед (три игры в июне-июле 2010 — прим.), и я был уверен, что покажу результат, если только меня выпустят.

В общем, внутри у меня всё горело, я чувствовал, что мне не дают довести дело до конца. Я даже думал уйти в армию, но тут как раз вышел второй Старкрафт. Я сразу перешёл на него, так как мне хотелось и там тоже сделать себе имя. Мне прямо на месте не сиделось, так хотелось наконец получить настоящую игровую практику — и раз не получалось в первом Старкрафте, я решил сделать это во втором.

1564_hMZclWRN6YpsVbYa4C8o9uwZyPBQL5F3.jp

— А какой матч стал для тебя самым запоминающимся?

— Пожалуй, та игра с MarineKing-ом, где я сильно отставал в начале, но мне удалось сделать какой-то нереальный камбек (в майском сезоне GSL 2011 — прим.). И, да, ещё матч против Leenock-а: он сделал шесть-пул в первом сете, я проиграл — это так взбесило меня, что мне даже стало жарко, я, помнится, даже снял куртку. Но затем мне удалось взять два следующих сета и выиграть матч — вроде бы, некорейские фанаты тогда тоже обратили внимание на эту игру. (Второй сезон GSL Open 2010 — прим.)

— Неужели эти? Аж из GSL Open?

— Вообще, мне казалось, это было уже в регулярных сезонах — разве в Open? Ну, так или иначе, точно где-то в самом начале моей SC2-карьеры.

— Ну ладно. У тебя было знаменитое противостояние с KeeN-ом. Что ты сам о нём думаешь, и в каких вы были отношениях? (NaDa и KeeN встречались четырежды за полгода, все матчи выиграл NaDa — прим.)

— О, да, KeeN (смеётся). Он играл просто ужасно. Но мы с ним неплохо общались, и наше противостояние было довольно забавным: достаточно было немного спровоцировать его, и у него уже тряслись руки. Мне нравилось играть с ним: я всегда был совершенно уверен в себе. Знаешь, вообще, он неплохой парень, очень воспитанный; мы потом подружились. Сейчас я отношусь к нему вроде как к младшему брату.

— Сейчас многие игроки ищут возможность присоединиться к некорейской команде, чтобы поездить и посмотреть мир. Если бы тебе представилась такая возможность согласился бы?

— Наверное, всё-таки нет. Я уже не игрок, и лет мне уже... Сейчас меня больше интересует работа стримера, и ещё YouTube. Все мои мысли сейчас об этом.

— Как ты думаешь, есть какая-то разница между корейскими и некорейскими болельщиками? Понравилось ли тебе выступать перед некорейской аудиторией?

— Разница, конечно, есть. Как бы это сказать, они более... эмоциональные? То есть, когда ты в Корее делаешь какой-то особенный жест, на тебя смотрят с видом: «О, прикольно», — а на некорейском турнире, когда ты поднимаешься на сцену, тебя прямо распирает гордость: «Я - NaDa!» — и болельщики тоже встречают тебя громкой поддержкой. То есть, по сути, они реагируют на всё очень эмоционально, и игрокам это, конечно, очень нравится — ради этого-то они и стараются после победы сделать на сцене что-то особенное. Каждому хочется пережить такую искреннюю поддержку, и я лично очень благодарен за это некорейским болельщикам.

Окончание игры на MLG

— Тонко подмечено. А что насчёт некорейских турниров? Тебе не хотелось поехать ещё куда-нибудь после MLG?

— Конечно, хотелось бы, но, к сожалению, расписание не позвоило. Хоть я и был тогда игроком команды oGs, я не жил в тимхаусе, поскольку одновременно пытался учиться в колледже. Мне остаётся только извиниться перед своими болельщиками за то, что я соглашался на участие во многих турнирах, но потом вынужден был отменять его — тем более, надо мной уже висел призывной возраст, а в Корее, если ты ещё не был в армии, то с определённого возраста, тебя не выпустят из страны. В общем, хотя у меня и было ещё несколько возможностей после MLG, я так никуда и не съездил.

— Это печально — твои фанаты по всему миру были бы рады увидеть тебя на турнирах.

— Да-да, я знаю, но вот, к сожалению, не вышло...

— В твои лучшие годы у тебя были прозвища «Genius Terran» («гениальный терран» — прим.) и «Tornado Terran» (терран-торнадо — прим.) Как ты думаешь, из современных игроков кто-то достоин подобных эпитетов?

— Ну, если честно, я не особо смотрел SC2 в последнее время. Но от окружающих я много слышал о Maru, что у него нередко случаются проблески гениальной игры, и что он часто играет очень креативно, — поскольку я и сам любил это делать в молодости, когда только начинал, похоже, что мы с ним в чём-то близки. Ну а так, поскольку я давно не играл, я могу выделить по старым временам — тогда это Polt и MMA, и ещё я бы назвал DongRaeGu, хоть он и не терран.

— А вот интересно, если б кто-то из молодых взял себе один из твоих ников, как бы ты к этому отнёсся?

— Не думаю, что кто-то смог бы это сделать, в крайнем случае, наверное, его бы называли этим ником, но с приставкой «Junior» (смеётся). Так что, думаю, мои никнеймы останутся моими.

— Ну, будем надеяться. Недавно отрылся предзаказ Legacy of the Void. Собираешься сыграть в последнюю часть SC2?

— Само собой, собираюсь попробовать, в конце концов, StarCraft — огромная часть моей жизни, я познакомился с ним очень рано и играл и в первый, и во второй; даже сейчас всё ещё играю. Так что, конечно, раз Blizzard что-то выпускают, я это попробую.

1571_EmxMC6gKhKQXKmFG2shOIbD6QBPgFt7i.jp

— Тебя часто узнавали в армии?

— Ну, вообще, ты же знаешь, что в армию я пошёл поздно — это уже было не поколение Старкрафта, те, кто со мной служили. В лицо меня там никто не узнал. Потом, когда они узнавали моё имя, тогда уже спрашивали: «Погоди, а ты случайно не был прогеймером?» В конце-концов, на меня стали обращать внимание чаще и чаще. В любом случае, в армии ты среди одних парней, а многие парни знали StarCraft, так что и меня многие узнавали: стали просить автографы, угощать меня чем-нибудь и так далее. Например, предполагается, что во время службы единственное, что ты пьёшь — это вода, но для меня они где-то доставали и другие напитки (смеётся). В общем, думаю, моя жизнь в армии была весьма комфортной.

— А фанатки — не встречались?

— Нет, в армии с девушками вообще как-то не очень (смеётся).

— Хаха, да, логично. А что было самым трудным за твою службу?

— Самое трудное — всё бросить и начать заново с чистого листа: нужно было перестать быть прогеймером, к чему я давно привык, и транформироваться в солдата, который готов отдать жизнь за свою страну. Честно говоря, это непростой переход. Поэтому я завидовал тем, кто пошёл служить раньше, и злился на себя, что сам сделал это так поздно.

— Да, это можно понять. Но ты довольно накаченный и в хорошей форме — разве от этого служба не стала легче?

(Смеётся) Нет, на самом деле нет, дело не в этом — я ведь служил с двадцатилетними, а мне уже было под тридцать. Было очень сложно, я сильно уставал; без травм тоже не обошлось.

— А как думаешь, тот факт, что ты играл в игру про войну, не помог тебе в военной службе?

— Да, это помогло. В том смысле, что они поместили меня в компьютерный отдел — думали, я разбираюсь в компьютерах, хотя на самом деле нет (смеётся). Если я хорошо играю на компьютере в StarCraft, это не значит, что автоматически я знаю, как он работает. Так что они просто неправильно поняли, чем я занимаюсь (смеётся). Но, думаю, я с честью вышел из ситуации, хотя и не без трудностей.

— Любопытно, сильно ли, с твоей точки зрения, отличается служба в армии от тренировок в тимхаусе? Потому что зрителям нравится думать, что тимхаус — это вроде барака, и тренировки там сложные, и всё строго, прямо как в армии. А ты как, не заметил ничего общего?

— Ну, вообще, мне повезло, что меня зачислили в особую группу: обычно все ночуют по месту прохождения службы, а мне разрешалось иногда уезжать домой. Само собой, все обязанности и тренировки оставались за мной, от этого я не был освобождён. В целом, моя жизнь в тимхаусе и в армии различалась: в тимхаусе я был на роли лидера и жил в достаточно комфортных условиях, в армии же ты обязан вставать в назначенное время, следовать расписанию и т.п. Всё это нервировало, и не скажу, что я был в хорошем состоянии — по-моему, я там чуть не помер (смеётся).

— Чуть не умер?!

— Ну, тут надо пояснить. Я там в итоге сильно простудился: дело в том, что все постоянно включали вентиляторы, и я не мог взять и попросить всех выключить их, потому что мне так удобней, — к тому же, я ещё плохо спал, — ну и поэтому у меня было такое чувство, что: «Господи, да я помру здесь, что ли?» Да, но в итоге-то я выжил, само собой (смеётся).

1565_WNgjCk1GMdKPTy5CSFgU4K3Tipbk8Gt4.jp

— А, теперь ясно. Жаль, что тебе пришлось так трудно.

— Да уж... Я действительно думал, что помру там. Я, к тому же, пошёл в армию в самую жару, а в Корее жара ещё и усиливается из-за влажности, и тогда настоящее пекло.

— Такой вопрос: обычно служба в армии означает конец карьеры игрока. А ты как думаешь — не может ли игрок вынести из неё что-то полезное для себя, что помогло бы ему добиться успеха по возвращении?

— Конечно, может — собственно, он не может не вынести. В армии учишься умеренности, организации своего времени и подобным вещам, которые могут серьёзно помочь в карьере игрока: ты учишься самостоятельно заботиться о себе, узнаешь, как у тебя мало до этого, оказывается, было выносливости, — в общем, в армии можно много узнать о том, как сделать жизнь лучше, не важно, был ты то этого прогеймером или нет.


— Похоже, это неплохой совет для всех прогеймеров. Может быть, ты хочешь добавить ещё что-то для тех из них, кто пока не проходил службу?

(Смеётся) Да, я хочу сказать им одно: не стоит откладывать службу на последний момент! — это касается всех игроков из Brood War, таких как MMA, Jaedong, Flash и другие; всем им стоит поторопиться с этим. Мой им совет: заработать денег, отложить их, не тратить по пустякам — и готовиться к будущему. Суть в том, что, выбирая путь прогеймера, ты жертвуешь на это время всем остальным, а военная служба в этом плане своего рода перевал: после него кончаются ежедневные тренировки и остаётся только лёгкая прогулка вниз по склону.

1572_tMEvsBAdk8qb0gDjvjFGb4SRGgpWEUP8.jp

— В последнее время ты сотрудничал с Afreeca.TV и стримил как один, так и с другими ведущими. Планируешь ли ты создавать какой-то бренд не о Старкрафте? О чём будут твои шоу и видео?

— Да, я думал об этом — кроме Старкрафта, мне хотелось бы быть стримить Minecraft, и я планирую пистать видео для YouTube. Я уже попробовал Minecraft, и это очень классная игра. И ещё фишка в том, что я не хочу быть только корейским стримером, у меня в планах выучить английский, чтобы меня могли смотреть зрители со всего мира. Поначалу, конечно, придётся обходиться английскими субтитрами, но со временем я рассчитываю достаточно освоить язык, чтобы свободно общаться со зрителями — в том числе и со своими фанатами с teamliquid.

— Не думал пойти по стопам таких харизматичных и медийных личностей как YellOw и BoxeR?

— Собственно, я уже делаю нечто подобное в своих стримах на Afreeca. Честно говоря, я был бы рад встретиться с YellOw в какой-нибудь передаче — только не в игровом шоу, где мы встречаемся по сценарию, а лучше на встрече двух знаменитостей (смеётся).

— Старлиги от Соника идут полным ходом. Не думал вернуться в соревновательный первый Старкрафт, если будет возможность как следует подготовиться? Какое место, думаешь, смог бы занять?

— Хаха, нет, думаю, моё время уже прошло — существует определённый предел, это нужно признать. К тому же, очень непросто снова играть в первый Старкрафт, если много тренировался во второй. Но, в целом, мне это интересно и я слежу — и если бы такие игроки как YellOw и BoxeR заявились бы на следующий сезон, думаю, и я бы сыграл — правда, они, к сожалению, вроде не собираются (смеётся).

Вообще, если бы мои фанаты очень хотели, чтобы я сыграл, и поддерживали меня, думаю, я смог бы с их поддержкой пройти, по крайней мере, в четвертьфинал — думаю, мне бы это удалось с настроем, что я должен оправдать их доверие. В прошлом я играл с настроем, что хочу стать чемпионом, но сейчас, честно говоря, это уже не для меня — однако, думаю, настрой не разочаровать фанатов смог бы его заменить. Кстати, я даже думал об участии в одиннадцатом сезоне, но не стал, потому что решил, что наверняка поставят ужасные карты для терранов, раз прошлый финал был TvT (смеётся).

— Ой, да ладно, ты рано себя списываешь. Вот если бы только тренировался и больше ничего бы не делал — как думаешь, смог бы пройти в финал?

— Хм, ну если бы я взялся за тренировки 24/7 и всё остальное бросил — тогда, думаю, смог бы. В конце концов, игроки BW сейчас не тренируются столько, сколько раньше (смеётся). Так что, если бы я запросил все свои стримы, то, наверное, да — в конце концов, что касается конкретно матчей, это моя сильная сторона. Так что нельзя дать гарантии, что моё участие было бы безуспешным.

— Не думал стать тренером? С твоим прошлым «гениального террана» — многие фанаты считают, что у тебя бы получилось. И кого ты бы хотел тогда тренировать?

— Хм, ну что касается меня самого, моя сильная сторона — это настрой и собранность. Подготовка, чтение соперника и обманки — это, конечно, тоже важные части игры, но я бы занялся не билд-ордерами, а именно умением настраиваться на игру. Многие игроки выступают на турнирных матчах намного хуже, чем на тренировках — или игроки вроде Sea: он отлично играл на Пролиге, а на индивидуальных лигах у него не получалось.

Я, как ты знаешь, был капитаном в команде WeMade FOX — думаю, если бы я тренировал ту команду, могло бы выйти неплохо. Я ведь знал там всех игроков вдоль и поперёк. Думаю, если бы я пожертвовал своей собственной игрой ради команды, мы могли бы показать сильный результат — так-то я занимался тогда только собой. А если бы я, вместо этого, был тренером, думаю, мне удалось бы научить их правильно настраиваться на игры.

— Согласен, что настрой очень важен. А в SC2 есть кто-то, кого ты хотел бы тренировать?

— Ну, что касается SC2, я бы предпочёл тренировать кого-то, кто ещё не показывает своего максимума, чем уже успешных игроков: если он и так в топе, то чем я ему ещё помогу? Так я бы просто остался для галочки. Вообще, я очень наблюдательный, поэтому я могу сразу сказать, у кого есть потенциал, достаточно посмотреть на его руки во время игры. Можно просто посмотреть из-за спины, как человек играет, и сразу станет понятно, есть ли у него APM и микро, чтобы прогрессировать. В общем, по SC2 не могу сказать точно, но было бы интересно работать с кем-то, кто пока играет ниже своего максимума.

— Ну, худшая команда на Пролиге сейчас — это Prime. Может, тебе взяться за них?

(Смеётся) А что, забавно! А MarineKing ещё там?

— Нет, перешёл в MVP.

— Серьёзно? А кто там тогда остался?

— Боюсь, дела у них сейчас не очень. Maru и Creator тоже ушли, и осталось всего четыре игрока: KeeN, BBongBBong, YoDa и один новый игрок с ником TANGTANG.

— KeeN, говоришь там? Ббунга с его четырьмя «B» тоже помню, да, и YoDa — помню такого. А как, ты говоришь, последний — TANGTANG? Забавный ник (дословно переводится с корейского как "царственный" — прим.) Погоди, а он вообще на Пролиге-то могут играть?

— Да, в текущем формате достаточно четырёх игроков.

— Да, понял, просто в случае эйс-матча им пришлось бы выбирать обязательно из этой же четвёрки.

— Да, верно, но если они потеряют ещё игрока, то тогда уже вылетят с Пролиги.

— Ясно, ну что я тут могу сказать — остаётся пожелать игрокам держаться в такие трудные для них времена, особенно Кину, я до сих пор к нему хорошо отношусь. А тренерство... да уж. Было бы забавно, но тут, думаю, даже я бы не помог.

— А что ты думаешь об игроках, которые становятся комментаторами на тв-матчах?

— Думаю, для них это отличный вариант. Прогеймер в итоге выдыхается — от этого никуда не деться. Правда, я думаю, что быть комментатором технически даже сложней, но, при этом, это куда меньший стресс — всё-таки, если только ты не игрок, который выносит всех и берёт титулы направо и налево — это, знаешь, довольно сложный путь. А быть комментатором — само собой, тоже нужно определённое рвение, но это всё-таки не так трудно психологичеки. Твоё дело — создавать правильное настроение за счёт того, что ты говоришь, а там — кто бы ни выиграл матч, комментатор в любом случае тоже выигрывает (смеётся).

Вообще, я думаю, организаторы должны создать больше таких позиций для экс-прогеймеров — в данный момент вариантов для нас очень немного. Вот в MLB (американская бейсбольная лига — прим.), к примеру, игрокам после завершения карьеры положены пенсии, и прогеймерам тоже нужно какое-то обеспечение, чтобы прожить в будущем. Вдмайтесь, мы ведь, по сути, жертвуем своим образованием и своим будущим ради этого, а что нам остаётся, когда мы выходим из армии — идти рабочим на завод? подрабатывать где-то на полставки? Я думаю, регулирующие организации вроде KeSPA должны обратить на это внимание и стараться как-то урегулировать этот вопрос.

1566_TMGxhAfhm9osT1fHrcNurfptsaNTGljz.jp

— Согласен, хорошо, что ты поднял этот вопрос, наверняка многие рвзделяют твоё мнение. А вот любопытно, ты смотрел в последние GSL или, может, заходил в студию Gom EXP?

— Нет, давно не смотрел.

— А слышал, что твой экс-тиммейт MC стал комментатором?

— Что — МС? Я в шоке.

— Да, комментировал Code A, а ещё бывший прогеймер JYP.

— JYP — да, я видел где-то фотографию, что он комментирует. Тут вопросов нет, у него отличный голос. Но — MC? Ну, может, некорейским болельщикам это понравится (смеётся).

— Ну, как я слышал, он справляется неплохо.

— Могу себе представить. Ну, он весьма харизматичен, этого у него не отнять.

— Да, верно, и, кроме того, у него отличное понимание игры, он всё-таки был прогеймером много лет.

— Ну ладно, думаю, я могу смириться с мыслью, что он может комментировать как аналитик. Как основной комментатор — конечно, нет (смеётся).

— А ты сам, думаешь, смог бы комментировать? Рассматривал когда-нибудь такую возможность?

— Изначально не думал, но, учитывая мои последние активности на Afreeca.TV, уже стал задумываться. Недавно я был ведущим на небольшой программе, и получилось весьма неплохо. Да, если б я ещё немного попрактиковался, я мог бы комментировать — уж точно не хуже, чем МС (смеётся).

1573_twjdyICqhMZpjwX8jP4mgbvkoVGwb4OE.jp

— В какие игры тебе интересно играть или смотреть, помимо первого Старкрафта?

— Сейчас соображу... Играл в игру под названием «The Mark» (3D-шутер — прим.) Немного играю в Heroes of the Storm. Когда был в армии — играл на телефоне в Clash of Clans. Одно время думал поиграть в Hearthstone, но что-то выглядит слишком сложно — всё-таки, стратегическая карточная игра (смеётся).

— Ясно, а как насчёт MOBA?

— Некоторое время назад играл в LoL — было довольно весело, т.к. многие знакомые тоже играют. Но, честно говоря, MOBA слишком нервируют, так что я не особо много ограю. Знаешь, в Старкрафте я мог делать всё, что хочу, и так, как хочу, и мне в играх нравится придумывать и пробовать что-то новое. А тут, стоит сделать что-то по-своему, все сразу начинают вопить, типа «ты, дебил, ты почему не пошёл со мной?!» Наверное, просто MOBA мне не очень подходят? (смеётся)

— Да, согласен, в этом с ними трудно. А ты смотришь трансляции OnGameNet по LoL и другим играм?

— Да, LoL иногда смотрю, и иногда ещё смотрю стримы известных игроков типа Faker-а, с некоторыми даже общался по телефону. Dota 2 меня тоже заинтересовала — я слышал, там призовой фонд, вроде бы, идёт на миллионы?

— Да, всё верно, на турнире The International в прошлом году был огромный призовой, а в этом будет ещё больше.

— Ого, даже так? Получается, мне переходить на дотку? (смеётся)

— Ну ты смог бы. Призовой в шесть миллионов долларов — аргумент.

— Ого. Может, мне собрать прогеймеров из Brood War, и мы бы организовали олскульную bw-команду в Доте...

1598_zHlzqKTUgAW1JgQQXQ60rviisANh8z8H.jp

— Да уж, думаю, многие собрались бы посмотреть на это, и я в первых рядах! Вообще, у тебя много фанатов за пределами Кореи — не думал как-то наладить общение с ними?

— Да, конечно — как я уже сказал, скоро они смогут увидеть меня на YouTube. Сейчас я запускаю очень много разных проектов касательно стримов, шоу на Afreeca.TV, YouTube — в основном, всё это готовится в оффлайне, — и поэтому времени на коммуникацию совсем не остаётся, но, надеюсь, в будущем это изменится, и я смогу ездить на всевозможные киберспортивные эвенты и встречаться с людьми, ходить на вечеринки по игровой тематике и т.п. Но пока что лучший вариант взаимодействия — через YouTube.

— Поддерживаешь связь с кем-то из бывших прогеймеров по SC:BW или SC2?

— Ну, вообще, когда ты прогеймер, ты почти всё своё время проводишь внутри команды. И я не тот человек, кто часто ходил бы куда-то выпить и т.п. Так что мы часто созваниваемся через KakaoTalk (приложение для бесплатных сообщений и звонков через интернет — прим.), плюс, встречаемся на свадьбах и т.п. Я созваниваюсь с BoxeR-ом и YellOw, недавно созванивался с Grrrr... (канадский игрок, первый чемпион OSL — прим.)

С игроками из SC2 не особенно общаюсь, ограничиваемся сообщениями в фейсбуке. Всё же, из игроков мне ближе всех бывшие тиммейты из WeMade FOX. Я был в команде самым старшим, так что отношусь к ним как к младшим братьям и чувствую определённую ответственность. Правда, заниматься их делами мне, конечно, некогда (смеётся). Надеюсь, в будущем наверстаем.