Голладнский протосс Harstem был одним из очень немногоих прогеймеров, кто признавал, что после ухода корейцев с некорейских этапов WCS и, как следствие, с европейского ладдера StarCraft II, его уровень игры упал, хотя результаты и стали лучше. Предлагаем вашему вниманию адаптированный перевод его нового интервью интервью от портала Teamliquid.

— Привет. прошло немало времени с нашей последней беседы. Чем занимался в межсезонье?
— Просто тренировался. Я не брал перерыв — по сути, я никогда не беру перерывов. Раньше я мог бы поехать в Корею или куда-то ещё, чтобы играть там, но в этом году я не особо хотел уезжать. К тому же у меня сейчас есть девушка, это тоже одна из причин, почему я остался.

— Так, выходит, после BlizzCon-а ты даже не делал перерыв?
— Ну после BlizzCon-а у нас был HomeStory Cup, а дальше я как бы просто тренировался дальше. Я всё время продолжаю тренироваться — не помню, чтобы я брал перерыв больше чем в три дня за последние пять-шесть лет. Хотя нет: когда я выиграл GPL (турнир по приглашениям в Китае в 2016 году с призовым фондом в $50.000 — прим.) — я взял паузу в неделю. Не помню, чтобы я ещё хоть раз не играл так долго.




— А почему ты тогда взял перерыв после GPL? Чувствовал, что заслужил его?
— Да, чувствовал, что заслужил. Я выиграл турнир, да и просто я подумал, что пора. Я уже тренировался сколько, четыре года? — фуллтайм, без перерывов. Думаю, это правильно, время от времени брать паузу. Я делаю это слишком редко.

— С другой стороны, значит ли это, что раз ты не делаешь пауз, ты не чувствуешь, что заслужил этого?
— Вроде того: это чувство, что тратишь время впустую — а мог бы тренироваться. Помню, в институте друзья играли в Runescape — это такая гриндилка; так вот, они в таких случаях говорили, что «в данный момент мы теряем экспу». Скажем, нас задерживали в аудитории на лишние полчаса — а в это время они могли рубить деревья и апнуть своей дереворубительный левел, типа того.

Вот и я в SС2 чувствую примерно то же. Если я и не играю, я не могу отделаться от мысли: я теряю экспу, я каждую секунду теряю свой игровой опыт.

— Через неделю начнётся WCS Leipzig. Какие мысли о турнире?
— Очень интересно, как он пройдёт. Предсказывать результаты таких турниров заранее очень сложно, многое зависит от сетки. Neeb сейчас в форме, Serral тоже просто дико силён. Думаю, сейчас всё примерно в том же положении, как в конце того года. Моя форма получше, чем в начале того года — примерно как в конце, то есть где-то топ-8 — топ-16 среди некорейцев.

Меня бы вполне устроило выйти в топ-8 — это примерно тот результат, на который я рассчитываю с учётом моей текущей формы. Конечно, я буду нацеливаться и на большее, но, думаю, будет так. И все остальные, мне кажется, играют примерно на том же уровне, что и в конце того года. Единственным недооценённым игроком, который мог бы удивить, мог бы стать — думаю, Reynor?

А что насчёт DnS? В Корее он обратил на себя внимание... (DnS выбил TY в первой квалификации на GSL в этом году — позже на ТВ-шоу о балансе кореец заявил, что проиграл неизвестному любителю, а виноват в этом, конечно, только баланс — прим.)
— Ну так как он был в Корее, я мало что могу сказать о нём. Но знаете, что бывает, когда люди ненадолго едут в Корею? Первый турнир после возвращения они проигрывают в хлам. И такое действительно бывает часто — понятия не имею почему.

Со мной было так же: когда я вернулся после трёх месяцев в Корее, я проиграл 0-2 Bly и 0-2 Bunny на HomeStory Cup. Через два месяца я выиграл GPL, через три месяца я выиграл HomeStory Cup. Не знаю, как это работает, но MaNa говорил, у него было то же самое. И он говорил, что Th0rZaiN говорил ему, что с ним было то же самое. Похоже, это чисто наша, некорейская фишка, потому что корейцы-то спокойно приезжают сюда и выигрывают все турниры.

Видимо, это у нас в голове — случается не со всеми, но со многими. Что-то из радряда излишней самоуверенности. Думаешь такой: я знаю кучу корейских фишек, а они нет — а потом Bly берёт и 12-пулит тебя три раза подряд.

— Забавно, что на вопрос о WCS Leipzig ты ответил больше как зритель, а не игрок — сначала описал состояние сцены, кто в какой форме... Почему?
— Мне не нравится загадывать наперёд — по-моему, это ведёт только к разочарованиям. Я просто знаю, что нацеливаюсь на победу — о чём тут ещё говорить... Очевидно, что всё, что я хочу — это выиграть. Каждый, кто туда едет, хочет выиграть.

А вот почему это может оказаться интересным — так это потому что Blizzard решили перевести нас на первую космическую, судя по тому, как они ввели новый ладдерный маппул.

— А что, эта ситуация так никаким образом и не разрешилась?
— Это и не будут никак разрешать, турнир пройдёт на новых картах. Теперь менять всё обратно — бред, потому что все тренируются на них. Если они вдруг собираются как-то реагировать на критику, так уже слишком поздно. Когда что-то такое происходит, реагировать надо мгновенно, либо уже будет поздно — ну а Blizzard никогда не славились реакцией мангуста. Если вернуть карты обратно теперь, будет ничуть не лучше: ладдер сейчас пустой, все играют кастомки на новых картах.




Я видел, как многие не reddit говорят, типа: это будет интересно для зрителей, какой любопытный поворот! Однако, если посмотреть, как Blizzard подходили к картам раньше — акцент для ивентов WCS всегда шёл на то, чтобы преимущество было у тех, кто хорошо подготовился. Поэтому мы играли на картах, которые вышли хотя бы за две недели — месяц до турнира. Это первый раз, когда они проявляют непостоянство и выпускают карты в последний момент.

Так что я не думаю, что это вообще осознанное решение, что они вдруг решили: слушайте, а давайте-ка добавим перцу! Вот именно это напрягает меня куда больше. Если б они делали это сознательно, то так было бы каждый раз: два дня до турнира — бац! — мы выпустили новый маппул; я по-прежнему считаю, что это бред, и что StarCraft — не такая игра, но я бы, по крайней мере, понял. Было бы проще смириться, зная, что это сознательное решение, просто такая политика.

Сейчас же это куда больше похоже на некомпетентность, чем на реальное решение. И это меня беспокоит, потому что в последнее время становится многовато таких ситуаций: квалификации на IEM и WCS анонсированы в последний момент, неправильная сетка на отборах — это вообще, по-моему, худшее, что когда-либо случалось. История с отборами на IEM в Америке — тоже кошмар. Конечно, это не прямая вина Blizzard, однако они отвечают за ивенты, которые проводятся от их имени. Так что они всегда могут сказать операторам: так, вы облажались, больше вы наши турниры не проводите.

— Кроме карт, анонсированы также изменения в правилах WCS, в частности, введены изменения призового фонда, о которых про-игроки говорили уже давно. Что ты о них думаешь?
— Всё отлично, думаю, это очень правильные изменения. Когда я ругаю Blizzard — это не значит, что я считаю их совершенно некомпетентными, плохой компанией и т.п. — я просто в недоумении, потому что многое из того, что происходит, очень похоже на обычные ошибки, и они повторяются снова и снова — это расстаривает. Но именно плохих решений в последнее время нет.

Этим, я думаю, отличаются нынешние Blizzard от того, что было пару лет назад. Тогда принималось много плохих решений, сейчас с этим проблем нет, однако сильно страдает исполнение. Не знаю, почему такое может происходить — может, им просто не везёт? Но сколько раз подряд может «просто не везти»?

Я думаю, каждое изменение, которое делалось в системе WCS (Circuit — система некорейских турниров — прим.), было хорошим, с тех пор, как она появилась: 2016, 2017, и вот теперь этот сезон — они продолжают её улучшать. И я действительно думаю, что система очень хорошая.

— Но остались какие-то недочёты?
— Честно говоря, не могу сходу ничего придумать. Наверняка многие могли бы что-то такое назвать, но в голову сейчас ничего не приходит. И не могу сказать, что часто об этом думаю.

Пожалуй, есть один момент, который раньше был лучше, чем сейчас: в квалификации использовалась система Double Elimination, топ-4 попадали на главный ивент, при этом топ-5-6 получали чуть больше денег, чем топ-7-8 (речь идёт о стадии Challenger и о том, что сетка лузеров позволяет выявить места 5-6 и 7-8 — прим.). Это был очень хороший формат, и вообще квалификации в том году были очень хорошими. Кроме того, по какой-то причине убрали формат ладдерной квалификации (она позволяла попасть на Challenger без дополнительных отборов — прим.), но, возможно, её ещё вернут.

— Окей, напоследок, наш фирменный всемирно известный вопрос. Твою девушку похитили пираты и держат на корабле где-то в Аденском заливе. Ты можешь выбрать трёх игроков SC2-сцены, чтобы отправиться с ними в спасательную операцию. Кого ты выберешь и почему?
— Так, кажется, в прошлый раз я брал PartinG-а, чтобы их отвлечь, и, может быть, SortOf за сообразительность? Как бы то ни было, нам нужен отвлекающий манёвр, мозги и мышцы.

Для мышц возьмём Miniraiser-а — это один из моих самых старых друзей и, возможно, самый мощный из всех, кого я знаю. Будет срывать двери с петель и всё такое.

Берём Elazer-а за рандомность. Этот парень реально псих — никогда не знаешь, что он выкинет. А когда выпьет пару пива, то становится совершенно непредсказуемым. Может сделать вообще что угодно.

Остаются мозги, так? Кто там у нас умный... кажется, в прошлый раз я брал Nerchio... Ну, для мозгов возьмём SouL-а, известного внушительным мозгом и интеллектом, а также знаменитого тем, что набрал 25 из 25 на тестах по английскому в универе — для тех, кто сейчас впал в ступор в тщетных попытках подсчитать, сообщу, что это стопроцентный результат.

Ну и, кстати, мышцы у него тоже есть. Помню, пошли мы с ним как-то в бар в Валенсии, так он оторвал ручку на двери. Но самое смешное в этой истории то, что он даже не удивился — просто положил её на пол и пошёл дальше, будто такое случается каждый день.