Обычно слово «решафлы» ассоциируется совсем с другими, командными дисциплинами, где в трансферное окно между сезонами составы расформировываются частично или полностью в попытках разом решить все игровые проблемы. В Старкрафте же изменения, как правило, распределены более-менее равномерно: да, самый мощный инфоповод — это BlizzCon, но реально претендуют на него человек 20-25 во всём мире. Однако на рубеже 2018 и 2019 изменений произошло так непривычно много, что мы, чтобы не заваливать вашу новостную ленту, решили собрать их в один общий материал.

INnovation перешёл из O'Gaming в Team Reciprocity

Французская стрим-студия O'Gaming, заявившая о себе покупкой прав на транслирование GSL на Twitch.tv, поставила майлстоун на 2400 платных подписчиков на своём канале: контракт с про-игроком. Конкретные кандидатуры не оговаривались (да и не могли бы); но французы решили не мелочиться и на финалах Nation Wars подкатили к самому INnoVation-у, который как раз только принёс своей команде победу.

Кореец выступал под флагом O'Gaming чуть больше, чем полгода; не попал, увы, на BlizzCon, но, тем не менее, неплохо поработал на, как сейчас модно говорить, наратив, став для французской публики почти своим, как в своё время ForGG, выступавший за Millenium.

Однако O'Gaming, как говорится в заявлении — не крупная платформа с крутыми инвесторами, а всего лишь веб-стриминговая площадка, и они никак не могли предложить игроку контракт более, чем на 3 месяца: да, 2400 подписчиков — это 12 почти тысяч долларов в месяц, но как знать, сколько из них продлит подписку, когда майлстоун уже выполнен. INnoVation хотел получить большей стабильности, и в итоге стороны разошлись, полностью, впрочем, довольные друг другом: студия получила отличный опыт и порадовала свою аудиторию, игрок получил поддержку, пока не нашёл себе крупную команду.

Ей стала Team Reciprocity, о которой большинство из нас не знает совершенно ничего. Это американская организация, специализирующаяся на шутерах: у неё есть составы по Halo, Gears of War, Call of Duty, PUBG и Street Fighter V — вот такой вот американский киберспорт; насколько я знаю, все эти игры за океаном и правда очень популярны. INnoVation стал пробным выпадом в сторону классики киберспорта; в том числе, вероятно, и для расширения территориального охвата. Не удивлюсь, если по окончании контракта стороны мирно и тактично разойдутся — но посмотрим.

soO покинул Asterion и присоединиля к Chivo SC

Asterion, за которую продолжает выступать Harstem, решила не продлевать контракт с soO. Официальный твит говорит, что причина — внутренняя реструктуризация; подробностей, конечно же, нет — предположу, что у организации закончились контракты с частью спонсоров, и она решила пока снять с себя нагрузку в виде самого дорогого игрока.

Harstem же, учитывая его последние результаты, вряд ли обходится дорого — возможно, он даже может какое-то время оставаться под флагом команды бесплатно, особенно в межсезоне. Это всё, впрочем, не более чем домыслы и рассуждения на пустом месте с небольшим знанием того, как это обычно работает.

Что касается новой команды — о ней информации нет: в их твиттере только soO, аккаунт новый и не брендирован никакими спонсорами. Похоже на очередную игрушку очередного обеспеченного господина. Но если они заплатят soO зарплату за полгода-год и оплатят пару выездов — почему нет. Повторяться в очередной раз о рисках не хочется.

Future присоединился к Infinity Gaming

Не знаю, какой процент наших читателей уже в том возрасте, когда можешь искренне радоваться за успехи юных спортсменов; как бы то ни было, Future — ещё одна яркая точка на набосводе StarCraft II. Но если Reynor, Clem, да и Serral, который не сильно старше — все из Европы, то Future — праздник на американских авеню со стритами.

Конечно, по достижениям он пока даже близко не подходит к упомянутой троице, но уже успел обыграть Neeb-а на Ultimate Series от StarLadder и SpeCial-а на Cheesadelphia. В Infinity его тиммейтами станут Namshar, который продлил контракт, Denver и ещё один молодой игрок Goblin, о котором уже тоже начинают говорить в Европе.

ShoWTimE ушёл из ArmaTeam

Ход, который обусловлен чем угодно, но не результатами — да, Тобиас не вышел из группы на грандфинале WCS, но он был и остаётся одним из лидеров Европы и одним из очень немногих реальных конкурентов Serral-а на европейском ладдере (впрочем, финн всё равно за 150-200 MMR выше). Видимо, команда просто решила сосредоточиться на более казуальном киберспорте, оставив аж пять хартстоунеров и пару, привет Марии Петуховой с НПКЛ, «фифистов».

Впрочем, в составе по StarCraft II пока остаётся Dayshi — средненький французский терран, который наверняка обходится команде почти бесплатно.

herO ушёл из ROOT

Некогда один из самых грозных протоссов Кореи, сейчас herO даже не близко к этому уровню. ROOT же изначально взяли обоих своих корейцев чуть ли не случайно: вроде бы они толком никому ничего не обещали, а потом внезапно оказывалось, что игроки на них очень рассчитывали. Но несколько лет назад отвалился Hydra, который пропустил BlizzCon, чтобы не переносить свадьбу; теперь и herO покидает ростер.

Это совершенно логично: ROOT — не команда достижений, а команда пиара, стримов на английском и медийного охвата; например, в ней отлично смотрятся puCK, CatZ и NoRegreT. herO же ничего такого не делает и просто играет на GSL и доступных онлайн-турнирах. Так зачем он команде? Вот брать его было не очень логично, как по мне. Теперь, впрочем, всё стало на свои места.

souL присоединился к Iron Chain

Польский терран присоединился к организации, которая отлично знакома зрителям из СНГ, ведь за неё в своё время выступали Minato, Awers, HellraiseR, SKillous, Nerazim и CoolTea. Сейчас, впрочем, «наших» там не осталось, а из сильных игроков кроме souL-а есть Nerchio и PtitDrogo.

Scythe распустила состав по StarCraft II

В команде были Cham, eGGz и Zest — странный южноамериканско-корейский микс. Я изначально сомневался в перспективах этого союза, и он действительно не продлился долго. В официальном заявлении говорится, что команда потеряла спонсоров, так как Blizzard отменили чемпионат мира по HotS, и поэтому пока не может поддерживать никакие составы. Надежды на будущее, правда, они пока не теряют — как говорится, «будем искать».

В общем, команда получилась не очень надёжной, но в сложившихся обстоятельствах повела себя чётко и профессионально, никакой бурдыковщины и невыполнимых обещаний — такой подход заслуживает уважения.

MC возврается на про-сцену

Очень странный анонс, к которому непонятно, как относиться. MC — забавный парень, который это понял и вырос в неплохого шоумена; кроме того, он делает много всяких ол-инов за протоссов. Но его прошлое возвращение не принесло каких-то явных турнирных результатов — хотя принесло нетурнирные, ведь MC стал и какое-то время был тренером по League of Legends.

Что ж, корейская сцена уже не та, на которую вернуться из инактива было нереально, и всё же — MC? Как приговаривал один из героев гоблиновских Санитаров подземелий: ну я даже не знаю.

Awers, Bly, DIMAGA, Guru, SKillous, Strange, ZipperTheFly и Bunny присоединились к Team Blacer

Last not least — уже второй довольно крупный проект с участием игроков из СНГ за последние полгода: тогда перетасовку устроила Starcom, которая выцепила лидеров Cascade и 3D, теперь же мощный состав собрала польская организация Blacer. Сильно удивляться такому выбору, впрочем, не стоит, так как один из двух учередителей — украинец.

В отличие от Starcom, организация не просто собрала сливки с небогатых команд, но и вернула мотивацию активно тренироваться инактивным или полу-инактивным игрокам, таким как DIMAGA и Strange; не исключено, что под её крылом вырастут-таки до стабильных результатов Awers и SKillous; ну и Bly получает надёжную основу, чтобы провести ещё год (а то и пару?) на том высочайшем уровне, куда он смог подняться в 2018.

О стабильности организации пока говорить трудно: это развивающийся проект на основе блокчейна, и, как мы уже поняли и как говорили в старой рекламе, не все они одинаково полезны. Хочется также развеять странные мысли, которые доводилось слышать, что платить им, как адвокату Солу Гудману в сериале, собираются своей собственной валютой — зарплаты там совершенно обычные и твёрдо-конвертируемые (цифр я, конечно, не знаю и даже не спрашивал). Отдельного сайта у команды пока нет — обещают, что будет здесь.

Вот такие перестановки в декабре и первой половине января. В отдельных случаях сложно отделаться от скепсиса: пузырь киберспорта продолжают надувать, нередко оперируя в отчётах нерелевантными цифрами охватов и рынков и совершенно не учитывая, что эти рынки почти всегда состоят из вложенных денег, а не из прибылей команд и их инвесторов.

В StarCraft II, на фоне стомиллионных вложений мужчин из топа Forbes, конечно, пузыри местячковые и даже в чём-то ламповые; впрочем, в день, когда для мирового киберспорта ситуация на финансовом фронте «без перемен», где-то может сломаться одна карьера. Но есть ощущение, что и игроки давно приспособились и научились не играть ва-банк, рассматривая команды лишь как перевалочные пункты, способные на какое-то ограниченное время обеспечить дополнительный доход и/или трансферы на турниры; этому помогает и традиционно глубокое распределение призовых на турнирах от Blizzard — своего рода альтернатива риотовским зарплатам в League of Legends.

На этом фоне любопытно выделяются mousesports, которые с релиза игры поддерживают одного и того же HeRoMaRinE — и, согласитесь, это даёт уже не один и не два плюса в рейтинг доверия к организации и к её партнёрам. Но продавать такие кейсы очень сложно — намного сложней, чем очередной состав по PUBG или Fortnite, где охваты и выгоды спонсора лежат на поверхности.

Но знаете, что хорошо? Что это не наша с вами проблема.