Battlenation StarCraft 2 Legacy of the Void обложка Артанис
Добрый вечер, дорогие читатели! Сегодня мы с вами будем обсуждать не сюжетные перипетии масштабной вселенной StarCraft, а кое-что совершенно иное — и не менее интересное!

Как все вы, скорее всего, знаете, совсем недавно прогремел ежегодный фестиваль BlizzCon, на котором разработчики как обычно раскрывали анонсы и делились подробностями о своих проектах. Однако из-за шумихи вокруг Diablo: Immortal, «классических» серверов World of Warcraft и долгожданного ремастера Warcraft III многие пропустили мимо своего внимания небольшую, почти крохотную презентацию StarCraft.

Но речь сегодня будет идти не о новом командире Зератуле, а о кое-чем, значительно более интересном в долгосрочной перспективе. Мы говорим о DeepMind — уникальном искусственном интеллекте, разработчики которого вознамерились внедрить свое детище в StarCraft II, одну из самых сложных мультиплеерных RTS современности.

Battlenation DeepMind го ИИ AlphaGo

Для начала разберемся, что такое этот DeepMind и когда он успел связаться с нашим StarCraft II.

Формально это название носит основанная в 2010 году компания-разработчик, чьи создатели, Демис Хассабис, Шейн Легг и Мустафа Сулейман, приняли решение развить и продвинуть ИИ в самых разных сферах: от медицины до видео- и настольных игр.

В 2014 их амбициозный проект взяла под свое крыло Google, чем обеспечила DeepMind долгое и лишенное финансовых проблем будущее. Нужно отметить, что после заключения сделки Google организовала коллегию по этическим проблемам искусственного интеллекта.

Октябрь 2015 года стал для DeepMind первым большим моментом: их ИИ под названием AlphaGo смог всухую победить Фань Хуэя, действующего чемпиона по стратегической настольной игре го. Ранее цифровые оппоненты совершенно не могли тягаться с лучшими гоистами. Дальше — лучше: примерно через полгода AlphaGo доказал свое превосходство, со счетом 4-1 одержав победу над Ли Седолем, другим сильнейшим игроком в го.

Battlenation StarCraft 2 чистильщики зерги
И вот, в ноябре 2016, на фестивале BlizzCon представители Blizzard Entertainment заявили о сотрудничестве с DeepMind Technologies Limited. Полем обучения ИИ стал StarCraft II, в котором количество вариантов исхода событий исчисляется миллионами миллионов — чего нельзя сказать об обычных настольных играх, даже о го.

Кто-то может спросить: «Но зачем нам, игрокам, еще один, пусть и очень крутой бот?»

Ответ лежит на поверхности! В отличие от стандартных ИИ-противников, DeepMind будет действовать как настоящий, живой противник. Смотреть на то, что происходит у него на экране, а не на «потоки цифр», на которых основываются матчи. Постоянное же самосовершенствование вкупе с постепенным запоминанием все большего количества тактик и стратегий сделают из DeepMind самого интересного компьютерного противника в игре.

К тому же, сами разработчики хотели опробовать свою наработку в игре, где есть такие вещи как: туман войны, экономика, стратегия и менеджмент, большие пространства, три непохожие друг на друга расы — и все это в реальном времени! Чем не серьезное испытание для любого ИИ?


Как можно увидеть из ролика, искусственный «агент» DeepMind учился оперировать сразу несколькими показателями: типом объектов, принадлежностью, радиусом видимости и статусом здоровья. Там, где для игрока-человека обычное поле боя, для ИИ — огромное количество слоев, на которые он смотрит одновременно.



Уже через год, в 2017, оказать посильную помощь проекту внедрения DeepMind в StarCraft II мог любой желающий: программа считывала повторы рейтинговых игр и постоянно самоулучшалась.

Стоит заметить, что за год агент научился огромному количеству самых разных вещей!

ИИ успешно посылал рабочих на добычу минералов (чего не могли добиться раньше), а также научился выполнять различные мини-задачи: перемещаться по нужным точкам, собирать ресурсы, собирать осколки ресурсов и даже заказывать морпехов! Все эти мини-задачи были кусочками одного гигантского пазла, к сборке которого ученые с каждым днем приближались все ближе и ближе…

Battlenation StarCraft 2 DeepMind ИИ презентация
И вот, на BlizzCon 2018 агент DeepMind по-настоящему «засверкал». Один из разработчиков программы наглядно показал эволюцию ИИ: от непонятных застроек базы казармами в прошлом году «супер-бот» зарашил самого сложного из стандартных ИИ (читера) рабочими!

Кроме того, агент смог успешно отразить застройку фотонками, сняв рабочих с минералов и уничтожив интервента. Представитель DeepMind подчеркнул, что их ИИ максимально имитирует поведение человека: двигая камеру, прокликиваясь, назначая бинды — причем довольно естественно! Как уже было написано выше, ИИ отталкивается только от того, что происходит у него на экране, в отличие от стандартных ботов никуда не «заглядывая».

Battlenation StarCraft 2 DeepMind ИИ раш рабами
Но разработчики не планируют останавливаться на достигнутом и пообещали уже совсем скоро поделиться новейшими наработками. Демонстрация удивительных навыков агента DeepMind и его способность находить крайне необычные для ИИ способы решения проблемы (см. раш рабочими)... кто знает, что нам предстоит увидеть на следующем BlizzCon?

Самое приятное во всем этом — это что развитие DeepMind в StarCraft было бы практически невозможно без сплоченности игроков, которые позволили агенту использовать свои многочисленные повторы матчей для анализа игры. Именно так и должен коваться принципиально новый игровой ИИ — в альянсе с самим сообществом!

Battlenation StarCraft 2 радар приборы

Просто изумительно, какой путь прошел ИИ от DeepMind за два года. От полной неспособности послать рабочих на минеральные друзы до смелого и непредсказуемого раша зондами — против сложнейшего-то из доступных стандартных компьютерных оппонентов! И все это за два года.

Кто знает, вполне возможно, в будущем нам представят уникальных ботов, чей стиль игры будет целиком и полностью противопоставлен нашему. Новички смогут тренироваться с несложным, но бросающим вызов ИИ, а киберспортсмены будут сражаться не на жизнь, а на смерть с компьютером, не прощающим ни одной ошибки. И все это благодаря DeepMind.

В какое удивительное время мы живем!