Те, кто не следит за сценой StarCraft: Remastered, наверное, удивляются: что такого, если один из величайших игроков в истории, вернувшись из профессионального StarCraft II, раскатывает оставшихся на соревновательной сцене BW б-тимеров? Поэтому придётся дать немного контекста.

Jaedong — вне всяких сомнений, один из величайших зергов в истории StarCraft: я бы не стал рубить с плеча и ставить его выше, чем YellOw, July или sAviOr, но он точно в списке. Однако к последним старлигам 2011-12 его звезда уже закатывалась: он поглядывал в сторону сиквела ещё до того, как его признали в KeSPA, и за золото последних двух OSL боролись JangBi и FanTaSy. Он уехал в Америку и играл в SC2 там; заработал немало денег и несколько раз брал разные медали, ни одна из которых не позволит включить его хотя бы в топ-10 игроков в истории — даже если взять некорейский «регион. Как приговаривал Курт Воннегут: такие дела.

Когда Afreeca взялась за прогеймеров Brood War и в некотором смысле заменила им команды KeSPA, обеспечив более-менее стабильным (подробностей я не знаю) доходом — уход JD стал напрашиваться. Он ушёл в ноябре 2016, через год после релиза LotV. Само собой, вскоре мы увидели его стрим в Brood War, а его самого — на ASL.

Мы смотрели его матч против Bisu на BlizzCon и шоу-матчи I <3 StarCraft с участием всей знаменитой четвёрки TaekBangLeeSsang: Bisu (Taek), Stork (Bang), Flash (Lee), Jaedong (Lee). Огрехи были, но он смотрелся почти тем самым: стратежное мышление было на месте; механика, казалось, вернётся с тренировками.





Потом были полуфиналы ASL #2 Jaedong vs Flash, которые многие до сих пор вспоминают как лучший матч современной сцены. Матч был хороший, но имена, конечно, помогают ему стать лучшим в памяти людей. Стратегия всё ещё была грамотной; механики всё ещё не хватало.

Тогда стали появляться статьи о том, что у JD огромные проблемы с кистями рук, спиной и глазами и серия Best of 5 для него сейчас серьёзное испытание, как и тренировки. И были новые сезоны ASL: #3, #4 и #5, где он каждый раз останавливался в групповом этапе. Фанат Brood War не имел права пропускать его матчи; но увидеть в камере взгляд убийцы он уже не надеялся.

Rain ворвался на сцену Remastered как ураган, что смёл все хлипкие хижины привыкших к безоблачному небу и многомесячным затишьям обывателей. Он не просто прошёл в четвертьфинал с первой попытки и стал чемпионом со второй — он по-настоящему пошатнул эту набравшую возраст лишний вес сцену, показав, что его чемпионские таланты подходят не только для StarCraft II. Просто посмотрите на концовку этого четвертьфинального матча (Rain — синий, BeSt — красный). И Flash, который выиграл три сезона подряд, но пал в четвертьфинале на ASL #5 (впрочем, не от Rain-а), перестал смотреться сильнейшим игроком пост-профессиональной сцене — по крайней мере, единолично сильнейшим.

Именно на него и попал Jaedong. Да, мы видели победу над Snow в четвертьфинале в полных пяти сетах, но имя Snow всё же пока не стало синонимом силы. И вот теперь путешествие должно было — так уж распорядилась судьба — закончиться. Никто бы не стал винить Jae за поражение от Rain-а: все должны когда-то уходить — так устроен наш непонятный человеческий мир.


Jaedong был не согласен; а мы уже в первом сете поняли, что что-то идёт не так, потому что зерг запер протосса на двух базах, в полтора раза обогнал его по лимиту и так и не выпустил до конца игры. Красной линией по всей серии прошла одна простая идея: раз Rain отлично умеет играть защитные оупенинги, нужно использовать это и получить больше преимущества на старте. Единственный раз, когда Rain попытался сыграть чуть иначе, его мгновенно наказали лингами в ранней игре — так в несколько минут завершился сет номер два.

Идеями и стратегиями игра JD отличалась всегда, но до сих пор постоянно подводило исполнение. Однако в этот день он ошибался меньше, чем соперник (а может, сыграл безошибочно — корейцы не очень-то делают фокус на ошибках игроков, в отличие от многих других обсерверов и комментаторов). И вот, в третьем сете мы увидели классическое макро с быстрой четвёртой базой, мощной статической обороной в двух местах и с красивыми разводами по нескольким направлениям, а в четвёртом — снова чуть более агрессивную игру, где протосс так и не смог дожать, доштормить и дохаррасить.

Может быть (и даже наверняка) здесь виноват и Rain: добившись такого быстрого успеха, он наверняка расслабился. И всё же в этом сезоне он играл прекрасно, и буквально туром ранее уничтожил BeSt-а, сыграв лучше в каждом компоненте каждого сета. И вот теперь — 0:4, и он вылетает из полуфинала (матч за третье место на KSL не проводится).

Соперником Jaedong-а станет либо Soulkey, либо Last: первый — пожалуй, сильнейших зерг по совокупности всех компонентов, второй — очень опытный прогеймер, который в этой лиге, похоже, решил играть более агрессивно — и пока это работает. Матч Last–Soulkey пройдёт уже в пятницу, начало в 13:00 по Москве. Трансляция — на каналах Twitch.tv по ссылкам выше.